Освоение железа
Во времена строительства пирамиды Хеопса (26-й век до н.э.) люди пользовались медными орудиями труда. Во времена вавилонского царя Хаммурапи (18-й век до н.э.) уже была распространена бронза (сплав меди с оловом).
Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда встречается в природе редко и стоит довольно дорого. К тому же медные и даже бронзовые орудия труда недостаточно твёрдые. Ремесленнику нередко сподручнее было работать острым каменным ножом, чем ножом из металла. Всё стало меняться, когда ремесленники научились работать с железом. Произошло это около X (10-го) века до н. э.
Недостатком железа является то, что плавится железо при более высокой температуре, чем медь. Для плавки железа нужны специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов. Но зато железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Со временем в каждой семье появились железные топор, лопата, наконечник к лемеху плуга. Ещё одним преимуществом железа является то, что железо твёрже бронзы. С помощью железных орудий труда легче было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы.
В это время железным оружием стали оснащаться большие армии.
Ассирийское войско
Ассирия была расположена в верхнем течении Тигра в Северном Междуречье.
Значительную часть её территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Это позволило армии ассирийцев в VIII веке до н. э. стать самой сильной армией в мире. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.
Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками.
Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.
Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжёлое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
Завоевания ассирийских царей
В VIII—VII (8—7-м) веках до н. э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины, а также совершали победоносные походы в Египет. Ассирийская военная держава (держава — это большое и сильное государство) охватывала огромную территорию — больше, чем любое государство прежних времён.
В завоёванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Ассирийцы уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Всё, что было ценного в захваченных городах, они увозили к себе. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови.
Летопись ассирийского царя
(Из надписи на камне)
Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить.
Царский дворец
Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов — крылатых быков с человеческим лицом. У них пять ног — спереди казалось, что они стоят, а сбоку — что идут.
Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя.
Библиотека глиняных книг
Один из последних ассирийских царей Ашшурбанипал был образованным человеком. Он приказывал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания.
Библиотека Ашшурбанипала — крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). После смерти царя фонды библиотеки были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000—30 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культуры Месопотамии и для расшифровки клинописи.
При раскопках клинописной библиотеки царя Ашшурбанипала был найден и известный уже нам «Э́пос о Гильгаме́ше». Он записан на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью и включает около 3 тысяч стихов, написанных в VII веке до н.э.
Падение ассирийской державы
После смерти Ашшурбанипала против ассирийского владычества восстали вавилоняне. С ними заключили военный союз мидийцы, жившие к северо-востоку от Двуречья. В 612 году до н. э. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский царь, чтобы не попасть в плен, сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — ведь глиняные книги не горят, а становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, учёные и восстановили сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.