I. Страна, где жили китайцы.

Китай находится в Восточной Азии. Во II тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей территории Великой Китайской равнины.

Сиреневым – древнейшее государство в Китае во II тыс. до н.э. Розовым – граница Китая в III веке до н.э.

Как и все древние народы, китайцы селились на берегах крупных рек, обеспечивающих их всем необходимым. На территории Великой Китайской равнины протекают две большие реки – Хуанхэ и Янцзы. Река Хуанхэ в Китае – одна из крупнейших рек в Азии. Хуанхэ в переводе с китайского языка означает «Жёлтая река».

Река Хуанхэ

Река действительно имеет желтоватый оттенок, что связано с большим содержанием в её водах лёсса и ила. Именно благодаря этим взвесям море, в которое впадает река, называется Жёлтым.

II. Китайский мудрец Конфуций (VI-V век до н.э.)

На обширной территории Древнего Китая существовало несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.

Конфуций, 551-479 гг. до н.э.

Чему учил китайский мудрец Конфуций?

Высшая добродетель — уважение к старшим.

Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Мудрость — в знании старинных книг.

Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Древнекитайская бамбуковая книга

Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Как должны вести себя учтивые китайцы.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.

Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.

Кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком?

Из высказываний Конфуция:

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.

Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.

III. Какие религиозные верования были у китайцев?

Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.

§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций