Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.

Взятие Иерихона

После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом землю – Палестину (Ханаан). Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением.

В Библии рассказывается, что при завоевании евреями Ханаана первым подвергся нападению город Иерихон. Евреи под предводительством Моисея подошли к реке Иордан, напротив Иерихона. После смерти Моисея, Иисусу Навину явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю.

Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин послал двух разведчиков осмотреть Обетованную землю и Иерихон. Город был окружён высокой стеной. Разведчики остановились на ночь у блудницы Раав. Царь Иерихона, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раав выдачи разведчиков, с тем чтобы наказать их. Поняв, что остановившиеся в её доме — разведчики враждебной армии, Раав укрыла их от царя и просила сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда еврейская армия войдёт в город. Разведчики дали такое обещание, Раав спустила их на верёвке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину. Погнавшиеся за ними иерихонцы не смогли найти их.

Разведчики вернулись в свой стан, после чего Иисус Навин перевёл народ через Иордан напротив Иерихона, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (найдите на карте).

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину явился Бог и дал указания, как взять город: «семь священников пусть несут семь труб; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами». Получив этот знак поддержки Небесных сил, еврейская армия в течение семи дней окружила городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы. И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его.

Взятие Иерихона

История о чудесном падении стен города от звуков труб послужила возникновению фразеологизма «иерихонская труба». Выражение «труба иерихонская» употребляется в том случае, когда речь идет о чем-то оглушительном.

Борьба израильтян с филисти́млянами

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филисти́млянами. Эти чужеземные племена стали их главными врагами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной.

Жёлтым на берегу Средиземного моря – филистимляне

По преданию, с филистимлянами сражался могучий Самсон. Однажды он увидел и полюбил красавицу Далилу. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Филистимские правители подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила. Самсон признался Далиле, что сила эта в длинных волосах. Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.

Через некоторое время они устроили пир. Привели туда слепого, измученного Самсона и начали потешаться над ним. Но не заметили филистимляне, что вновь отросли чудесные волосы Самсона, а с ними вернулась и сила. Воскликнул Самсон: «Умри, душа моя, вместе с мучителями моими!» Ухватился он могучими руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом.

Самсон

Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

Библейские предания о первых царях израильтян

Правление Давида

Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.

А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока безвестный пастушок Давид.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф — с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великаном отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках держал лишь посох и пращу (праща-это метательное оружие, обычно используемое для метания тупого снаряда, такого как камень).

Давид и Голиаф

Увидев противника, Голиаф промолвил: «Что ты идёшь на меня с палкой? Разве я собака?» И ответил ему Давид: «Нет, не собака, но хуже собаки». Разъярился филистимский богатырь и поклялся сегодня же убить его и тело отдать на съедение диким зверям и птицам. Но не успел он исполнить свои обещания. Метким броском из пращи поразил его Давид камнем прямо в огромный лоб. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову. В испуге бежало филистимское войско. Стал Давид царским военачальником.

Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в X (10-м) веке до н. э., стал город Иерусалим. Иерусалим и по сей день – столица современного Израиля.

Найдите на карте город Иерусалим и границы Израильского царства при Давиде в X веке до н. э.

Правление Соломона

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.

В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии, с гор Ливанских, доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.

Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь.

Легенда о суде Соломона

Однажды привели к Соломону двух женщин. Одна из них стала рассказывать: «О господин мой! Мы живём с этой женщиной в одном доме. У меня родился сын, а через три дня и у неё тоже, но её сын ночью умер, и она подменила детей — мёртвого положила ко мне, а себе взяла живого. Утром хотела я покормить ребёнка, а он мёртвый. И вижу я, что это не мой сын». А другая женщина говорила: «Нет, мой сын живой, а твой мёртвый!» И сказал царь Соломон: «Вот меч. Рассеките ребёнка и отдайте каждой из них половину». И одна из женщин сказала спокойно: «Пусть так и будет — ни мне, ни тебе». А другая закричала в страхе: «Нет! Лучше отдайте его другой, только был бы он жив». Выслушал их царь Соломон и произнёс: «Отдайте ребёнка той, которая испугалась, что он умрёт. Она — его мать». И все поняли, что ничто не укроется от мудрости царя.

Суд Соломона

Храм Соломона в Иерусалиме

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма в X веке до н.э. Храм был очень красив. Стены его были выложены из кедра, а полы — из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник (алтарь) — место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями (ковчег Завета). Заходить сюда имел право лишь верховный жрец. 

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения Богу Яхве. Все, кто верил в Бога Яхве и его завет — договор с еврейским народом, считали этот храм своей главной святыней.

Спустя несколько веков Иерусалимский храм был разрушен, а ковчег Завета бесследно исчез. Позже Иерусалимский храм был восстановлен, но затем опять разрушен. Сейчас от него осталась только одна стена, которую называют “Стеной Плача”. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня. Она – все, что осталось от храма Соломона. За ней стоит мечеть Аль-Акса

Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

Чему учили библейские мудрецы

Не выказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы смертны.

Кто делает зло, на того обратится оно.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.

§17. Западная Азия. Древнееврейское царство