Как была найдена пещерная живопись.

Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки.

В 1879 году испанский археолог Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией обнаружили пещеру Альтамира в Испании. На потолке пещеры на протяжении 40 метров были изображены словно застывшие на бегу бизоны. (Бизон – крупное стадное животное, дикий бык с большой головой и длинной мягкой шерстью, близок к зубру). Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневые краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.

Рисунок бизона в пещере Альтамира

В 1880 году Саутуола со своим напарником опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Палеолит — это первый период каменного века, начавшийся 2,6 млн лет назад и закончившийся в 10 тысячелетии до нашей эры. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Этой истории посвящён испанский биографический художественный фильм 2016 года “Альтамира”.

Загадки древнейших рисунков.

Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.

§3. Первобытность. Возникновение искусства