Месопотамия – регион двух рек

Месопота́мия — историко-географический регион в Западной Азии, расположенный между двумя большими реками — Тигр и Евфрат. В научной литературе встречаются альтернативные названия региона — Двуречье и Междуречье.

Месопотамия на карте древнего мира

В настоящее время на территориях Месопотамии располагается преимущественно государство Ирак.

Ирак на современной карте

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Города из глиняных кирпичей. Шумеры

Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шуме́ры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города — центры небольших государств.

Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.

Найдите города Ур и Урук в Древней Месопотамии

Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей.

Посёлок шумеров

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома — всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого — деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Месопотамии было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Башни от земли до неба. Зиккурат. Вавилонская башня

Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня (зиккурат), уступы которой поднимались к небу.

Ступенчатая башня – храм бога

Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Почему именно 60? Число 60 удобно тем, что оно имеет много делителей. 60 делится нацело на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30.  Под влиянием древних жителей Двуречья мы и сейчас делим час на 60 минут, а минуту — на 60 секунд.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился в городе Вавилон. Это известная Вавилонская башня, которой посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. Люди решили построить город и в нём башню, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить людскую гордыню, Бог заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Вавилонская башня на картине Питера Брейгеля

Письмена на глиняных табличках. Клинопись

Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки.

Глиняная табличка. Клинопись

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур».

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.

Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.

Рождение литературы. Миф о Гильгамеше

«Э́пос о Гильгаме́ше», или поэма «О всё видавшем» – старейшее художественное произведение, известное человечеству, написанное клинописью на глиняных табличках.

Глиняная табличка с фрагментом «Эпоса о Гильгамеше». Британский музей

Когда в XVIII веке до нашей эры шумерские поэты начали заполнять первые глиняные таблички, повествуя о подвигах правителя города Урук Гильгамеше, не существовало еще ни одного европейского государства, а на Древнем Востоке едва брезжила заря цивилизации. Тем интереснее современным читателям главные герои эпоса — полубог Гильгамеш и его друг-соперник Энкиду.

Рельеф “Гильгамеш со львом”

Приобщение к высокой культуре, скорбь после смерти друга, желание бессмертия — эти главные темы древнего эпоса можно назвать вечными. С тех пор как «Эпос о Гильгамеше» был открыт, а случилось это только в XIX веке, ученые и поэты не перестают обращаться к древнему тексту, пытаясь проникнуть в его тайны и передать красоту стихотворной формы.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше

(По клинописному тексту на глиняных табличках)

Главными героями «Эпоса» являются полубог Гильгамеш — могучий воин, царь города Урука в Месопотамии, а также Энкиду — дикий человек, которого богиня Аруру создала из глины. Богиня создала Энкиду в ответ на просьбы жителей Урука, недовольных их правителем — Гильгамешем, которого они обвиняют в том, что буйство его не знает предела. Энкиду должен противостоять Гильгамешу, а возможно, и победить его.

Энкиду с цивилизованной жизнью не знаком, живёт в степи среди диких животных и не подозревает о том, для чего он создан. При этом у Гильгамеша возникают видения, из которых он понимает, что ему суждено найти друга.

Однажды в Урук пришло известие о том, что в степи появился какой-то могучий человек, который не даёт охотиться, защищая животных. Гильгамеш решает послать к нему блудницу Шамхат, считая, что это заставит Энкиду покинуть зверей. Цели своей он добился — Энкиду был соблазнён, после чего Шамхат забирает его с собой в город, где он приобщается к цивилизации и впервые вкушает хлеб и вино.

В городе Энкиду встречается с Гильгамешем. Между ними происходит поединок, но победить никому из них не удаётся. После этого они становятся друзьями и вдвоём начинают совершать подвиги. Они сражаются со свирепым Хумбабой, который охраняет горные кедры, затем их соперником становится чудовищный бык Гугаланна, посланный богиней Иштар, разъярённой на Гильгамеша за его отказ стать её возлюбленным. Убийство Гугаланны вызывает гнев богов, который обрушивается на Энкиду, в результате чего тот умирает.

Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша, от горя он бежит в пустыню, тоскует по другу, его отчаяние огромно. Гильгамеш в первый раз понимает, что он смертен, и осознаёт, что смерть — это судьба всех людей.

В результате своих скитаний Гильгамеш оказывается на острове блаженных, где живёт Утнапиштим — человек, который единственный из всех стал бессмертным. Гильгамеш желает понять, как это удалось Утнапиштиму, который рассказывает об истории всемирного потопа, после которого он оказался единственным выжившим.

Миф о потопе

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашёл ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

После рассказа Утнапишти говорит Гильгамешу, что ради него вторично совет богов не станет собираться. Он предлагает Гильгамешу найти способ побороть смерть поборов сначала сон, однако это оказывается неисполнимым.

Жена Утнапишти, пожалевшая героя, уговорила мужа сделать ему на прощание подарок. Гильгамеш получает знание о цветке вечной молодости, который очень тяжело найти.

Гильгамеш раздобыл цветок. Вскоре он остановился у озера, чтобы омыться земной водой, но тут из норы выползла змея и похитила чудесный цветок. Змея сбросила старую кожу и обрела новую молодость, а Гильгамеш ни с чем возвратился в родной город.

Когда Гильгамеш увидал могучие стены родного города Урука, возведенные когда-то по его приказанию, душа его преисполнилась гордости. Он понимает, что потомки будут помнить о его деяниях.

Истинное бессмертие человека – в его делах, совершённых на протяжении жизни.

§13. Западная Азия. Древнее Двуречье (Месопотамия)