I. Древнейшие города Индии

В Индии первые города-государства возникли в глубокой древности, хотя и позже, чем в Египте и Двуречье.

В конце XX века в долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, который местные жители называли Мохенджо-Даро, в переводе «Холм мёртвых». Перед глазами учёных предстала удивительная картина: под землёй скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах — золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игрушки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом большом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его накинута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь.

Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро

Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около четырёх тысяч лет тому назад. И сейчас никто не может с уверенностью сказать, что за люди построили эти города и почему они были вынуждены их покинуть.

II. Объединение Индии под властью Ашока

В первом тысячелетии до н. э. в Древней Индии множество племён и государств соперничали друг с другом. В III (3-м) веке до н. э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. В наши дни изображение львов на колонне Ашоки стало государственным гербом Индии. Четыре льва смотрят на четыре стороны света, напоминая о том, что ныне вся огромная страна объединена в одно государство.

III. Индия – страна между Гималаями и океаном.

Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. Берега её с запада, востока и юга омывает Индийский океан.

С севера её границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.

Индия в III (3-м) веке до н. э.

Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году — июль и август — в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.

В остальное время года дожди бывают редко.

Самые широкие и полноводные реки Индии — Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги.

Гималаи. Река Инд

IV. Джунгли на берегах Ганга

В долине Ганга было жарко и влажно. Её покрывали густые, труднопроходимые леса — джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины.

Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни — можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».

От густой листвы даже днём в джунглях бывало темно. В вечнозелёном лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности — хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.

Джунгли в долине Ганга

V.  Деревни среди джунглей

Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес и корчевать огромные пни. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Произошло это в Индии, как и в других странах, приблизительно за тысячу лет до н. э.

В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис — это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды.

Выращивание риса в Индии

Выращивали в Индии и хлопчатник. С кустов хлопчатника собирали пушистые и мягкие белые волокна, похожие на вату. Из них пряли нити и ткали хлопковые ткани. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень.

Выращивание хлопка

В Древней Индии впервые появился сахар. Его делали из сладкого сока сахарного тростника. Лишь постепенно слава об этой индийской диковинке распространилась в Европе. И в нашем языке само слово «сахар» происходит от индийского «сакхара». 

Сахарный тростник

Деревни и поля были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на пугливых оленей и ланей, сетями ловили птиц.

VI. Животные и боги

В джунглях жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки варёного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте».

Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных — могучего свирепого льва или хитроумной обезьяны.

В Индии был приручён слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущихся башен. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.

Бог Ганеша с головой слона

С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому её называли матерью, божественной кормилицей. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

VII. Вера в переселение душ

Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное — человеком.

Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурные дела он может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. Пьяница станет червяком, а вор — крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козлёнком. И, видя занесённый над собой нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.

Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нём, возможно, живёт душа твоего покойного отца.

Некоторые индийцы даже ходили со специальной метёлочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.

§20. Древняя Индия. Природа и люди Древней Индии