I. Миф о происхождении четырёх каст

Каста — группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы — те, кто пашет землю и пасёт скот, — возникли из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запылённых ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг — слугами.

II. Как брахманы приносили жертвы. 

Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости — посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях.

III. Периоды жизни брахмана.

Жизнь брахмана делилась на три периода: учения, обзаведения семьёй, отшельничества. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю — тоже брахману — и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, — слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому: приносили воду, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. (Отшельник — человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединённо.) Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

IV. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг.

Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам. Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.

V. «Неприкасаемые»

Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол — всё равно что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ.

«Неприкасаемые»

VI. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. 

Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскалённым железом. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами.

Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Так, Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.

VII. Буддизм – философско-религиозное учение

Легенда о Будде

Это было в V (5-м) веке до н. э. Жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существует горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость. С тех пор его стали называть Будда (Просветлённый, Мудрец).

Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний всё новых богатств и удовольствий. Тогда он не будет вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый — богач и бедняк, брахман или слуга — может стать буддистом, то есть последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.

Долгие годы Будда странствовал по Индии. У него появилось много учеников. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние.

Основные идеи буддизма

Будда

По учению буддизма человек сам создаёт свою судьбу. Жизнь – это череда перевоплощений, смена телесных оболочек, это сансара – круговорот повторяющихся рождений, мирского существования и повторного умирания.

Каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой след. Сумма всех поступков и помыслов составляют карму человека. Таким образом, под кармой понимается закон связи между мыслями, словами, действиями человека и его дальнейшей жизнью и будущим перерождением.

Буддийское учение предполагает, что все живые существа и люди равны, независимо от их социального положения и этнической принадлежности.

Распространение буддизма

Когда в III (3-м) веке до н. э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал не убивать живые существа, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру.

Учение Будды имело широкий успех в Индии по той причине, что оно отвечало потребностям и чаяниям разных слоёв населения. Проповедь буддизма была обращена к простому народу, который прежде игнорировался брахманской религией.

Будда относился к кастовым различиям с непониманием, он говорил о равенстве между людьми. Будда был уверен в том, что касты не значат ровным счетом ничего в этом мире. Он был против социального неравенства, богатств и притеснения низших каст, хотя сам изначально родился принцем.

VIII. Индийские цифры

Мы называем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев.

В Индии впервые стали записывать числа так, как привычно и нам: крайняя цифра справа указывает количество единиц, слева от неё — десятков. ещё левее — сотен.

IX. Шахматы

В Древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник-брахман. В Индии придумали игру для царей — шахматы (в наши дни фигурку колесницы называют ладьёй, а советника — ферзём).

Шахматы – интеллектуальная игра родом из Индии
§21. Индийские касты. Буддизм